Разделение полномочий исполнительной и представительной ветвей власти города произведено в соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ.
Согласно статье 35 данного Закона в исключительной компетенции городской Думы находится:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;
11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.
Иные полномочия городской Думы определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними уставом, законами Хабаровского края, Уставом города.
Городская Дума образует постоянно действующий контрольно-счетный орган муниципального образования.
Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяются нормативным правовым актом городской Думы в соответствии с законодательством.
Городская Дума заслушивает ежегодные отчеты главы города о результатах его деятельности, деятельности администрации города, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой.
В соответствии со статьей 9 Устава органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия в соответствии с федеральными законами и Уставом, в том числе:
1) принимают Устав муниципального образования и вносят в него изменения и дополнения, издают муниципальные правовые акты;
2) устанавливают официальные символы муниципального образования;
3) создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
4) устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом "О теплоснабжении";
6) полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
7) обеспечивают организационную и материально-техническую подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосование по отзыву депутата, главы города, голосование по вопросам изменения границ города Комсомольска-на-Амуре, преобразования города Комсомольска-на-Амуре;
8) организуют сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы города Комсомольска-на-Амуре, и предоставляют указанные данные органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
9) полномочия в сфере стратегического планирования, предусмотренные Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
10) учреждают печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей города Комсомольска-на-Амуре официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города Комсомольска-на-Амуре, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
11) организуют профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организуют подготовку кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;
12) осуществляют международные и внешнеэкономические связи в соответствии с федеральными законами;
13) утверждают и реализуют муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организуют проведение энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах города Комсомольска-на-Амуре, организуют и проводят иные мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
14) организуют и осуществляют муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами;
15) разрабатывают и утверждают программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Комсомольска-на-Амуре, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры города Комсомольска-на-Амуре, программ комплексного развития социальной инфраструктуры города Комсомольска-на-Амуре, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;
16) иные полномочия в соответствии с федеральным законом, Уставом.
Городская Дума обращается в суды и арбитражные суды Российской Федерации в защиту общественных интересов.
Взаимодействие с Законодательной Думой Хабаровского края
Комсомольская-на-Амуре городская Дума реализует право законодательной инициативы в Законодательной Думе Хабаровского края в порядке, установленном Законодательной Думой Хабаровского края.
Депутаты городской Думы отстаивают интересы городского округа на заседаниях комитетов краевой Думы.
Совет председателей представительных органов муниципальных образований при Законодательной Думе Хабаровского края представляет эффективные возможности для результативного взаимодействия с краевой Думой.
Председатель городской Думы С. Я. Баженова работает в составе краевой комиссии по реформированию местного самоуправления в Хабаровском крае.
Эффективная форма взаимодействия - участие в депутатских слушаниях Законодательной Думы Хабаровского края по актуальным проблемам местного значения муниципальных образований.
Для подготовки законопроектов к рассмотрению Законодательная Дума создает рабочие депутатские группы. В них входят в том числе и депутаты Комсомольской-на-Амуре городской Думы.
На тематических конференциях по вопросам местного самоуправления, проводимых краевой Думой, депутаты городской Думы представляют информацию по вопросам местного значения.
Депутаты городской Думы принимают участие в работе обучающих тематических семинаров, организуемых краевой Думой.
Положение об осуществлении контрольных функциях городской Думой