Комсомольск-на-Амуре
Официальный сайт органов местного самоуправления

В рамках интернет-конференции на ваши вопросы ответил Евгений Канивец, заведующий сектором охраны труда контрольно-правового управления администрации города.

Тема конференции: "Законодательство в области охраны труда. Права работодателя и работника".

Прием вопросов завершился 24 апреля 2022 г.

Поступившие вопросы и ответы:

Наталья Сергеевна: каким образом администрация города Комсомольска-на-Амуре способствует соблюдению прав работодателей и работников? Какие проводятся мероприятия? В чем заключается работа сектора охраны труда контрольно-правового управления администрации города?

Ответ: Наталья Сергеевна, Здравствуйте!

Согласно закону Хабаровского края № 276 от 25 ноября 2009 года «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по государственному управлению охраной труда", сектор охраны труда Контрольно-правового управления (далее – сектор) наделен государственными полномочиями по:

1) участию в координации проведения на территории муниципального образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обучения по охране труда;

2) участию в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжёлые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом, произошедших на территории муниципального образования;

3) организации и проведению мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования;

4) проведению анализа состояния условий и охраны труда.

Для соблюдения прав работодателей и работников сектор рассматривает обращения граждан, общественных объединений, организаций по вопросам, относящимся к компетенции сектора (проводятся горячие линии, интернет конференции), оказывает руководителям организаций, работодателям - индивидуальным предпринимателям города Комсомольска-на-Амуре методическую и консультативную помощь по вопросам охраны труда, осуществляет организацию обучающих семинаров, «круглых столов», совещаний по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов организаций города.

В целях повышения культуры безопасности труда в крае, распространения лучших практик обеспечения здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, способствующих сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях города, привлечения внимания детей к вопросам охраны и безопасности труда по средствами детского художественного творчества, а также привлечения внимания общественности к проблемам охраны труда, сектор охраны труда осуществляет подготовку и проведение первого этапа краевого смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда, среди организаций города Комсомольска-на-Амуре и первого этапа краевого конкурса детского рисунка «Безопасный труд глазами детей».

 

Анастасия: добрый день. В каких случаях, помимо обращения руководителя предприятия, проводится госэкспертиза условий труда в организации?

Ответ: Добрый день. Перечислим некоторые случаи, когда госэкспертиза может проводиться в отношении работодателя, который её не инициировал.

Случай 1. Фактические условия труда на рабочих местах не соответствуют нормативным требованиям.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки фактических условий труда предусмотрена в абз. 4 ч. 2 ст. 213 ТК РФ, п. 1 Порядка проведения госэкспертизы.

В этом случае с заявлением о проведении экспертизы вправе обратиться в том числе следующие лица:

- органы исполнительной власти;

Роструд в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, например органами госсанэпиднадзора (ст. ст. 365, 368 ТК РФ). В рамках взаимодействия такие органы вправе обратиться за проведением государственной экспертизы, если имеют основания полагать, что фактические условия труда работников не соответствуют нормативным требованиям;

- работники;

- профессиональные союзы.

Это установлено в пп. «а» п. 2 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 2. Правильность применения дополнительных тарифов не является бесспорной.

Если при проверке правильности применения дополнительных тарифов результаты специальной оценки вызывают у органа ФСС РФ и иных государственных внебюджетных фондов РФ обоснованные сомнения, они вправе обратиться за проведением экспертизы. Такой вывод следует из пп. «а» п. 2 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 3. Работодатель нарушает права работников, связанные с гарантиями и компенсациями.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрена в абз. 3 ч. 2 ст. 213 ТК РФ, п. 1 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например:

- сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3-я, 4-я степень) или опасными (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);

- повысить размер оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);

- предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда признаны вредными (2, 3, 4-я степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

Если работник не удовлетворён уровнем гарантий и компенсаций или считает, что специальная оценка была проведена недостаточно объективно, он может обратиться за проведением госэкспертизы (пп. "а" п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы). В этом случае она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы).

Инициировать проведение экспертизы может не только сам работник, но и, например, государственная инспекция труда в связи с осуществлением контрольных мероприятий, профсоюз (пп. "а", "в" п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы).

 

Антон Евгеньевич: Сколько раз сотрудник может сдавать экзамен по охране труда, если не сдал с первого раза

Ответ: Антон Евгеньевич, здравствуйте. В соответствии с п. 3.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29, работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца. При этом в законодательстве не прописано, сколько раз работник может сдавать экзамен по охране труда. Если работник не прошёл проверку знаний, то его нужно отстранить от работы без сохранения заработной платы. Допустить сотрудника к работе можно, когда он пройдёт проверку знаний (ст. 76, 214 ТК). Таким образом, работник может пересдавать экзамен, пока не сдаст его либо пока не уволится.

 

Сергей: в каких обучающих организациях проводятся обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов?

Ответ: Здравствуйте. С 1 сентября 2022 года вводятся Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, Требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда (постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334) и утрачивает силу приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Обучающие организации, в которых проводится обучение по охране труда руководителей и специалистов, должны отвечать требованиям, предусмотренным, в частности, абз. 1 п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок обучения). В соответствии с указанной нормой обучающие организации должны иметь:

- лицензию на право ведения образовательной деятельности;

- преподавательский состав, специализирующийся в области охраны труда.

Согласно абз. 2 п. 7.6 ГОСТ 12.0.004-2015 преподавательский состав обучающих организаций должен иметь квалификацию не ниже, чем требуется национальным законодательством от специалистов по охране труда, а также опыт преподавания охраны труда (обучения, инструктирования) или практической работы в сфере охраны труда не менее трёх лет;

- соответствующую материально-техническую базу. В абз. 1 п. 7.6 ГОСТ 12.0.004-2015 также указывается на необходимость учебно-методического обеспечения.

Организации или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области охраны труда, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ, и быть аккредитованы в установленном Правительством РФ порядке (ч. 3 ст. 223 ТК РФ). Указанные Требования и порядок, утверждённые Правительством РФ, вступают в силу с 1 сентября 2022 г. (постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334). В настоящее время действуют Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждённые Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

В абз. 3 - 9 п. 2.3.2 Порядка обучения конкретизировано, в каких обучающих организациях проходят обучение по охране труда руководители и специалисты, относящиеся к соответствующим категориям. Например, руководители и специалисты, упомянутые в абз. 3, 4, 7, 8 п. 2.3.2 указанного Порядка обучения, проходят обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Проверку знаний требований охраны труда работников могут осуществлять только те организации, в которых эти работники проходили обучение по охране труда (п. 3.9 Порядка обучения).

Банк данных всех обучающих организаций, находящихся на территории субъекта РФ, формирует орган исполнительной власти по труду субъекта РФ (п. 4.1 Порядка обучения). Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (в том числе обучение по охране труда) размещен в  Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда.

Ответственность за качество обучения и выполнение утверждённых программ по охране труда несут обучающая организация и работодатель в порядке, установленном законодательством РФ (п. 4.2 Порядка обучения). Кроме того, работодатель отвечает за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников (п. 1.7 Порядка обучения). Например, допуск работника к работе без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда влечёт административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а при повторном совершении аналогичного правонарушения - по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

 

Александр Сергеевич: как на предприятии должна производиться выдача специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты?

Ответ: Здравствуйте. С 1 сентября 2023 г. в силу вступают Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н), а также утрачивают силу Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н и Приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н.

Порядок выдачи работникам СИЗ установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждёнными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (далее - Правила обеспечения СИЗ). Обязанность по обеспечению работников СИЗ возлагается на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (абз. 9 ч. 3 ст. 214, ч. 5 ст. 221 ТК РФ, п. 2 Правил обеспечения СИЗ).

Работодатель вправе выдавать работникам только СИЗ, соответствующие требованиям безопасности и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, а также маркированные единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ст. 5 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 019/2011), Письмо Минтруда России от 06.03.2017 N 15-2/ООГ-577).

СИЗ выдаются работникам для защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, а также при выполнении ими работ в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ч. 1 ст. 221 ТК РФ).

Под особыми температурными условиями следует понимать ежегодные сезонные изменения температуры и особенности производственного процесса (охлаждающий, нагревающий микроклимат в помещении, который определяется по результатам спецоценки условий труда), а под загрязнением - общие производственные загрязнения рабочих помещений, элементов производственного оборудования и др. СИЗ, выдача которых обусловлена ежегодными сезонными изменениями температуры, являются, в частности, головные уборы, рукавицы, обувь, предназначенные для защиты от охлаждения. Комплектами таких СИЗ в холодный период года должны быть обеспечены работники, выполняющие работы на открытой территории.

Нормы бесплатной выдачи СИЗ устанавливает работодатель на основании единых типовых норм с учётом результатов специальной оценки условий труда (СОУТ), оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого) (ч. 4 ст. 221 ТК РФ).

Единые типовые нормы вступают в силу с 1 сентября 2023 г. (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 767н). До этой даты работодатель вправе использовать типовые нормы, которые были изданы до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ, то есть до 1 марта 2022 г. В период с 1 сентября 2023 г. и до 31 декабря 2024 г. включительно можно применять единые типовые нормы или продолжить использовать ранее установленные типовые нормы. Начиная с 1 января 2025 г. необходимо использовать только единые типовые нормы (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ).

Типовые нормы определяют минимальные требования к перечню СИЗ, выдаваемых для защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, поэтому выдавать их работникам не в полном объёме не допускается.

Работодатель вправе с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников), а также своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ, которые обеспечивают по сравнению с типовыми нормами лучшую защиту от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, особых температурных условий либо загрязнения.

Нормы, устанавливаемые работодателем, утверждаются локальными нормативными актами на основании результатов СОУТ и с учётом мнения, соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками органа. Они могут включаться в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников СИЗ. По общему правилу работодателю следует руководствоваться типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ, соответствующими его виду деятельности. Если профессии (должности) работников в таких нормах отсутствуют, то СИЗ выдаются согласно типовым нормам для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики. В случае, когда и в данных нормах нет требуемых профессий (должностей), необходимо руководствоваться типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ. Работодатель вправе с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного уполномоченного работниками представительного органа) заменять один вид предусмотренных типовыми нормами СИЗ аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных.

СИЗ приобретаются (в том числе арендуются) за счёт средств работодателя (абз. 9 ч. 3 ст. 214 ТК РФ ТК РФ, абз. 2, 3 п. 4 Правил обеспечения СИЗ). Все приобретаемые и выдаваемые работникам СИЗ проходят подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании (ч. 1 ст. 221, абз. 9 ч. 3 ст. 214 ТК РФ).

Не разрешается приобретать (в том числе арендовать) СИЗ и выдавать их работникам в следующих случаях (п. 8 Правил обеспечения СИЗ):

- отсутствие декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия СИЗ законодательно установленным требованиям безопасности;

- истечение срока действия декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия;

- отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ.

Работодатель обязан информировать работников о полагающихся им СИЗ (п. 9 Правил обеспечения СИЗ).

При проведении вводного инструктажа работников необходимо ознакомить со следующими документами (п. 9 Правил обеспечения СИЗ):

- с Правилами обеспечения СИЗ;

- с типовыми нормами выдачи СИЗ, соответствующими профессии и должности работника.

Если в установленных законом случаях и порядке работник не обеспечен СИЗ, он вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой в размере среднего заработка (ч. 6 ст. 216.1 ТК РФ, п. 11 Правил обеспечения СИЗ).

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки (абз. 1 п. 13 Правил обеспечения СИЗ). СИЗ выдаются работникам бесплатно (ч. 1 ст. 221 ТК РФ, абз. 4 п. 4 Правил обеспечения СИЗ).

Сроки пользования СИЗ определены в типовых нормах и исчисляются со дня их фактической выдачи работникам. Это следует из абз. 2 п. 13, п. 14 Правил обеспечения СИЗ, Письма Минтруда России от 02.11.2016 № 15-2/ООГ-3886. Требований, связанных с продлением сроков пользования СИЗ в зависимости от времени выполнения работ, законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем в п. 22 Правил обеспечения СИЗ перечислены условия, при которых СИЗ, возвращённые по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, можно продолжать использовать. Минтруд России в указанном письме разъяснил, что в этом случае срок носки таких СИЗ не должен превышать срока хранения (для СИЗ, теряющих при хранении защитные свойства) или годности, гарантийного срока, которые предусмотрены маркировкой, наносимой на упаковку изделия, и эксплуатационной документацией к СИЗ.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учёта выдачи СИЗ по форме, приведённой в Приложении к Правилам обеспечения СИЗ (абз. 3 п. 13 указанных Правил). Данный документ обычно оформляется в бумажном виде. Однако работодатель вправе также использовать электронную форму с обязательной персонификацией работника. Это следует из положений абз. 4, 5 п. 13 Правил обеспечения СИЗ.

Электронная учётная карточка должна соответствовать установленной форме личной карточки учёта выдачи СИЗ, но вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника (абз. 4 п. 13 Правил обеспечения СИЗ).

 

Марина: добрый день! У нас в организации несколько лет не проводится диспансеризация в виду отсутствия средств, а за свой счёт работники не хотят её проходить. Законно ли это?

Ответ: Марина, здравствуйте. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 46  Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно приказа  Минздрава РФ от 27 апреля 2021 г. № 404н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» диспансеризация взрослого населения проводится в два этапа начиная с 18 до 39 лет включительно каждые три года и ежегодно в возрасте 40 лет и старше. В те возрастные периоды, которые не попадают под диспансеризацию, можно пройти профилактический осмотр ежегодно.

Диспансеризация проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Граждане проходят диспансеризацию в медицинской организации по месту жительства (прикрепления), в которой они получают первичную медико-санитарную помощь (в поликлинике). Если вы решили пройти диспансеризацию, помните, что на время диспансеризации работники имеют право на освобождение от работы на 1 рабочий день 1 раз в 3 года с сохранением рабочего места и среднего заработка. Работники предпенсионного возраста (в течение 5 лет до наступления пенсионного возраста) и пенсионеры, получающие пенсию по старости или за выслугу лет, имеют право на освобождение от работы на 2 рабочих дня 1 раз в год с сохранением места работы и среднего заработка. Для этого нужно согласовать с руководством дни прохождения диспансеризации и написать заявление для освобождения от работы.

Медицинской организацией работающему гражданину выдаётся справка о прохождении диспансеризации в день прохождения диспансеризации в соответствии с Порядком выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. № 972н

 

Алексей: Нужно ли работнику повторно проходить медосмотр, если его перевели на другую должность?

Ответ: Алексей, здравствуйте. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников установлен приказом Минтруда России от 31 декабря 2020 года № 988н/1420н.

Если, при переводе работника на другую должность по прежнему месту работы, вредные производственные факторы, по которым необходимо проходить медосмотр, не меняются, то проходить обязательный предварительный медосмотр не надо. При этом должны остаться прежними: условия труда; периодичность медосмотров; перечень врачей-специалистов; лабораторные и функциональные исследования; перечень дополнительных медицинских противопоказаний для выполнения работы.

При этом если работник переводится на постоянную работу к другому работодателю, прохождение предварительного медицинского осмотра обязательно.

В случае, если работника перевели на должность, где присутствуют другие вредные производственные факторы, работник должен пройти предварительный медицинский осмотр.

 

Дата и время создания: 18.04.2022 09:41
Дата и время изменения: 29.04.2022 11:30