атлас города (тестовая эксплуатация)
Комсомольск-на-Амуре
Официальный сайт органов местного самоуправления

О Комсомольске-на-Амуре

В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края, а в августе 1931 года было принято решение о сооружении судостроительного завода.

В январе 1932 года, в таежное село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении  в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода.

Первыми 10 мая 1932 года в село Пермское прибыли навербованные, вольнонаёмные и комсомольцы, обладатели путёвок ЦК ВЛКСМ. От г. Хабаровска их доставила небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», выполняющий роль ледокола, на буксире у него была баржа – бывший плавучий дом отдыха амурских речников «Клара Цеткин», и в кильватере – пароход «Колумб», название которого как нельзя лучше подходило для будущих первостроителей. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень (скальная глыба кварцевого диорита весом в 21 тонну с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы – строители города») и памятник первостроителям.

Камень на месте высадки комсомольцев Памятник первостроителям

Приехавшие по комсомольским путевкам в дикий таежный край добровольцы жили в бараках и шалашах, армейских палатках. Через семь месяцев после прибытия первых строителей село Пермское было преобразовано в город.

Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года «О преобразовании селения Пермского Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре» из села Пермского, основанного в 1860 году.

Днём города является – 12 июня.

Работая при лютых морозах, утопая в болотах и облаках таежного гнуса, испытывая нехватку практически всего – техники и механизмов, инструментов и инвентаря, продовольствия и одежды, первостроители ежедневные нормы выработки неизменно перевыполняли. Среди лучших тогда гремели бригады Сидоренко, Андрианова, Смородова, Медведовского, Хрулева, Мартынова, Науменко, Кокорева, Зозули, Володина, Морякова и многие другие.

Покоряя время и преодолевая невзгоды, все жили ожиданием начала строительства заводов-гигантов, ради которых люди сорвались с обжитых мест и приехали на суровый и безлюдный берег Амура. Правительственная комиссия, возглавляемая членом Оргбюро ЦК ВКП(б), начальником Политического управления РККА Яном Гамарником, преодолев на машинах и пешком по снегам и амурскому льду почти 400 километров, а затем еще и налетав в дальневосточном небе не один десяток часов, пришла к выводу: целесообразно строить судостроительный завод вблизи села Пермского.

В начале 1933 года, когда катастрофически не стало хватать леса для строительных работ, вызвались решить проблему 850 добровольцев. В нечеловеческих условиях, порой ценой здоровья и жизни они обеспечили стройку лесом, не допустили замедления темпов строительства.

12 июня 1933 года в торжественной и волнующей обстановке был заложен первый камень сегодняшнего Амурского судостроительного завода. Несколько позже, 18 июля 1934 года состоялась закладка еще одного индустриального гиганта – авиационного завода. В невероятно короткие сроки эти заводы дали стране долгожданную уникальную продукцию.

05 февраля 1937 года «Комсомольская правда» опубликовала письмо жены командира Красной армии Валентины Хетагуровой с призывом к девушкам страны ехать жить и работать на Дальний Восток. По этому призыву только в 1937-1938 годы в Комсомольск-на-Амуре приехало почти 8 тысяч девушек-хетагуровок.

В тридцатые годы в городе было начато строительство заводов «Амурсталь» и  «Амурлитмаш», завода по производству свинцовых стартовых аккумуляторов и некоторых других. Большинство из них дали первую продукцию в суровом 1942 году и внесли весомый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и их союзников на Западном фронте, японских милитаристов на Дальнем Востоке. Трудовым подвигом было и участие комсомольчан в строительстве нефтепровода Оха-Комсомольск, Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Сооруженные в кратчайшие сроки, в тяжелейших условиях военной поры, сурового дальневосточного климата, эти предприятия помогли решить острую проблему с горючим для боевой техники фронтов.

Свыше 40 тысяч жителей города участвовали в сражениях Великой Отечественной войны. 35 тысяч комсомольчан были удостоены боевых наград, а 18 из них отмечены значком высшей воинской доблести – золотой звездой Героя Советского Союза. 5248 наших земляков не вернулись с полей сражений.

За четыре военных года комсомольчане построили и отремонтировали 28 военных кораблей, выпустили 2757 боевых самолетов, возвели 4 новых завода, поставляли для фронта сталь, нефтепродукты, аккумуляторы, боеприпасы и другую военную продукцию. Более 28 тысяч человек награждены орденами и медалями за труд в годы Великой отечественной войны.

Президиум Верховного Совета СССР, отмечая мужество и трудовой героизм, проявленный первостроителями города Комсомольска-на-Амуре, их важную роль в развитии производительных сил Дальнего Востока, вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, наградил 10 июня 1967 г. Комсомольск-на-Амуре орденом В.И. Ленина.

За большие заслуги трудящихся города в социалистическом строительстве и за успехи, достигнутые трудящимися города в развитии хозяйства и культуры, Президиум Верховного Совета СССР 09 июня 1982 г. наградил город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края орденом Октябрьской Революции.

Основанный на месте небольшого села Пермское и нанайского стойбища Дзёмги, Комсомольск за короткое время стал крупным промышленным центром Хабаров­ского края и Дальнего Востока. Среди северных террито­рий Дальневосточного региона это один из самых круп­ных центров расселения. По совокупности климатических и социально-экономических факторов он резко отличается от других территорий Дальнего Востока, в том числе близлежащих. Его положение на «стыке» диском­фортной и экстремально-дискомфортной климатических зон характеризует территорию как относительно дискомфортную для проживания. С 1976 года территория города приравнена к территориям Крайнего Севера. В то же время Комсомольск находится в своеобразном «оазисе» – амурской пойме, ширина которой достигает 20 км.

Приток Амура – небольшая горная река Силинка, яв­ляясь естественной границей, делит город на две части – «город» и Дзёмги. Так называли (впрочем, называют и сейчас) строительные площадки будущих заводов. Ныне это, соответственно, Центральный и Ленинский округа администрации города Комсомольска-на-Амуре. Их соединяет самая длинная магист­раль, протяженностью около 7 км – Комсомольское шоссе. Изначально это была грунтовая дорога с деревянным мостом через Силинку, построенная к 5-летию города. Позже, через 20 лет, построили первый железобетонный мост. Ныне магистральное шоссе самое напряженное в городе. Для разгрузки дороги в районе поселка Амурлитмаш была построена новая подъездная дорога к Дзёмгам с новым мостом. К 70-летию города был введен в эксплуатацию новый мост на Комсомольском шоссе.

Город вытянут более чем на 30 км вдоль Амура. Сво­им фасадом он обращен к реке, ширина русла которого в черте города достигает 2,5 км. Застройка начиналась от набережной – первые дома, улицы, предприятия. Первые жилые кварталы, преимущественно барачного типа, стро­ились вблизи промышленных предприятий. Это дало жизнь нескольким десяткам разрозненных поселков. Многие из них до сих пор сохранили одноэтажные домики с приусадебными участками. Здесь до сих пор можно увидеть наследие мастеров-пермяков – дома с деревянными кружевами.

Вид на Комсомольск-на-Амуре со стороны Амура

Разработкой плана города занималось Ленинград­ское отделение Горстройпроекта, которое уже в 1939 году представило свой проект. Осуществлению задуманного помешала начавшаяся война. Вплоть до середины 60-х гг. архитектурный облик города определялся вкусами раз­личных ведомств и организаций. Однако многое, в том числе улицы, дома, памятники, было построено по проектам ленинградских и московских архитекторов. Этим фактом чрезвычайно гордятся многие горожане, называя город «кусочком Ленинграда».

Вид на город

Центр набережной украшает оригинальное здание пассажирского речного порта – самого большого на Амуре. Его контуры напоминают плывущий корабль.

Речной вокзал

Сегодня Комсомольск-на-Амуре третий по величине город Дальнего Востока, крупный промышленный и культурный центр территории.

На 1 января 2013 г. население города составляет 257 891 человек (оценочно по данным статистики), это более 19,2 % от общей численности населения  Хабаровского края. Национальный состав достаточно однороден – русское население составляет 89,9 % от всего населения, доля коренных народов Севера – 1,3 %.

Город Комсомольск-на-Амуре является по объемам выпуска самым крупным промышленным центром Дальнего Востока и Забайкалья.

Наиболее развиты в городе – машиностроение и металлообработка (самолетостроение и судостроение, электротехническая промышленность, производство подъемно-транспортного и технологического оборудования), черная металлургия, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, легкая промышленность, лесная, пищеперерабатывающая, большим потенциалом обладает строительный комплекс города.

В настоящее время в Комсомольске-на-Амуре работают более сорока предприятий, выпускающие изделия на уровне мировых стандартов.

Комсомольск-на-Амуре расположен на левом берегу крупнейшей дальневосточной реки, в 360 км северо-восточнее Хабаровска.

Город Комсомольск-на-Амуре и прилегающие к нему территории обладают уникальными ресурсами. Удобное географическое положение, исторические и культурные памятники, уникальная природа создают все условия для развития индустрии туризма и отдыха. Комсомольск окружен грядой высоких сопок, человека, впервые попавшего в город, не покидает ощущение, что он находится в горной стране.

На территории прилегающих к Комсомольску-на-Амуре районов, проживают коренные народности Амура: нанайцы, орочи, нивхи, ульчи, культура которых имеет глубокие исторические корни. Она возникла под воздействием связей населения Нижнего Приамурья с Китаем и Японией через главный торговый путь по реке Амур.

Город Комсомольск-на-Амуре обладает интереснейшей историей, которая отражена в его архитектурных произведениях. Планировочная композиция города представляет собой лучевую систему, олицетворяющую «город-солнце». Архитектурные ансамбли города являются образцами «дворцовой» монументальной архитектуры. Сегодня в Комсомольске-на-Амуре насчитывается 83 объекта культурного наследия регионального и федерального значения, в том числе 59 объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране, 24 выявленных объекта культурного наследия.

Вид на город

Город красив в любое время года, и когда снег пушистым покрывалом ложится на его улицы, и осенью, когда город одевается в золото-багряный убор, и весной, когда город утопает в нежной зелени распускающихся листьев и пробивающейся травы бело-розовой накипи цветущих яблонь. В городе сохранен нетронутым таежный массив площадью более 500 гектаров – Силинский парк, средний возраст деревьев, произрастающих здесь – 100 лет, но есть отдельные экземпляры, достигшие 200 лет.

Прилегающие к городу территории имеют особое экологическое и рекреационное значение. Здесь расположены «Кедрово-тисовая роща», Комсомольский заповедник.

В черте города находятся горнолыжные базы и спортивно-оздоровительные комплексы, а в тридцати километрах от Комсомольска-на-Амуре один из крупнейших в стране – горнолыжный комплекс «Холдоми».

В Комсомольске-на-Амуре для обеспечения потребностей жителей и гостей города в занятиях физической культурой и спортом работают 422 спортивных сооружения, которые единовременно могут принять более 10 тысяч человек. В городе работают 4 муниципальные детско-юношеские спортивные школы, воспитанники которых составляют основной состав сборных команд Хабаровского края. В Комсомольске-на-Амуре работают филиалы Региональной школы тенниса, краевого государственного учреждения Хабаровский краевой центр развития хоккея «Амур», филиал краевой СДЮСШОР по киокушинкай карате. В 2012 году в городе подготовлено 20 мастеров спорта России и 64 кандидата в мастера спорта.

Для жителей и гостей города работают краеведческий музей, арт-галерея «Метаморфоза», музей изобразительных искусств, «Экспоцентр» авиационного завода, музей судостроительного завода, зоологический центр «Питон», который располагает интереснейшей коллекцией экзотических животных. Театральный Комсомольск представлен Драматическим театром, Театром юного зрителя «Зеркало теней». Молодежный театр «КнАМ» зарубежные театральные критики называют «провинциальным театром с европейским видением».

Культурная деятельность в городе также осуществляется муниципальным учреждением культуры «Городская централизованная библиотека» с 16-тью структурными подразделениями и кинотеатром «Факел». Кинотеатр «Факел» проводит благотворительные показы для ветеранов в рамках мероприятий, посвящённых Дню Победы, Дню памяти и скорби. Для пришкольных лагерей традиционно организовывается акция «Кинолето», проводятся также кинопраздники, посвящённые Международному дню защиты детей, Дню российского кино и др. Значимым событием стало приобретение кинотеатром в 2012 году цифрового оборудования. Это значительно расширило возможности кинопоказа. В городе также работают киноцентр «Красный» и кинотеатр «Юсити».

В городе реализуется комплекс мероприятий по развитию здравоохранения. Во всех лечебно-профилактических учреждениях проведён текущий ремонт, принимаются меры по закупке лекарственных препаратов и медикаментов, комплектованию медицинских учреждений квалификационными медицинскими кадрами.

Значительное внимание в городе уделено системе образования. В школах города проводится работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; развита система технологического образования; школьные мастерские, компьютерные классы оснащены необходимым оборудованием и программным обеспечением. В Комсомольске-на-Амуре отсутствует проблема обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях.

В городе Комсомольске-на-Амуре развиты все виды существующего транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный. Наиболее крупными перевозчиками являются открытое акционерное общество «Российские железные дороги», открытое акционерное общество «Комсомольский аэропорт», общество с ограниченной ответственностью «Амуртрансфлот-1», муниципальное унитарное предприятие «ПАТП-1», общество с ограниченной ответственностью «Автоэкспресс» и общество с ограниченной ответственностью «Дальавтотранс». За период с 2009-2012 годы парк автобусов в муниципальном унитарном предприятии «ПАТП-1» обновлён более чем на 30%.

Перевозка населения по городу осуществляется по 36 маршрутам, из них: 4 трамвайных и 32 автобусных маршрута. Общей протяжённостью маршруты автобусного сообщения составляют 790 км, трамвайные – 98,8 км.

Из города Комсомольска-на-Амуре, а также через город транзитом, осуществляется движение автобусов по 12 маршрутам, связывая между собой такие населённые пункты как город Хабаровск, город Амурск, посёлок городского типа Солнечный, посёлок городского типа им. Полины Осипенко, посёлок Эльбан, город Биробиджан.

Посредством железной дороги город Комсомольск-на-Амуре связан как с западными, так и восточными населёнными пунктами Российской Федерации и ближнего зарубежья: Москвой, Харьковом, Пензой, Новосибирском, Благовещенском, Владивостоком, Хабаровском и др. Ежедневно от железнодорожных станций города в разных направлениях отправляются десятки железнодорожных составов, в том числе 6 пассажирских составов.

Основными операторами, предлагающими услуги связи в городе, являются открытое акционерное общество «Ростелеком» и закрытое акционерное общество «Технодизайн» (фиксированная связь и интернет), открытое акционерное общество «МТС», открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникация» и открытое акционерное общество «Мегафон» (мобильная связь и интернет), общество с ограниченной ответственностью «ИТЦ-связь» (интернет).

Задействованная ёмкость ГТС в 2012 году составила 70731 номер, в том числе квартирных – 65174 номера, ёмкость ведомственных АТС – 19160 номера, в том числе квартирных – 6500 номеров.

Для улучшения качества предоставляемых услуг операторами сотовых компаний введено в строй 7 новых базовых станций. На 29 базовых станциях проведена модернизация.

Почтовой связью жителей города обеспечивает обособленное структурное подразделение Комсомольского-на-Амуре почтамта УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России», одно из старейших предприятий города. «Почта России», как победитель конкурса министерства связи Российской Федерации по реализации национального проекта, осуществляет через почтамты города оборудование пунктов коллективного доступа в Интернет. Таких по городу Комсомольску-на-Амуре на данный момент 57.

Туристический сезон в Комсомольске-на-Амуре продолжается весь год. Благодаря своим природным ресурсам, историческим и культурным памятникам, город Комсомольск-на-Амуре представляет большой интерес, как для жителей России, так и для зарубежных туристов.

Дата и время создания: 20.11.2012 16:09
Дата и время изменения: 17.08.2015 10:20