Комсомольск-на-Амуре
Официальный сайт органов местного самоуправления

 

Уважаемые коллеги, депутаты, руководители предприятий и организаций, предприниматели!

Ежегодное инвестиционное послание становится хорошей традицией в городе, поскольку главная его цель – информирование жителей и участников инвестиционного процесса о проводимой политике и планируемых ключевых мерах по улучшению инвестиционного климата в нашем городе, реализации социальных и коммерческих программ и планах развития.

2016 год стал для Комсомольска-на-Амуре стартовым для преобразований в этих направлениях.

Прозвучавший в Послании Президента Российской Федерации 2015 года посыл о преобразовании города Комсомольска-на-Амуре в динамичный центр Дальневосточного региона, стал отправной точкой для принятия долгосрочного плана комплексного социально - экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, который утвержден  распоряжением правительства РФ от 18.04.2016 № 704-р.

Как вы знаете, данный План включает 33 организационных мероприятия, направленных на комплексное развитие города и 27 мероприятий по развитию инфраструктуры города, которые фактически являются перечнем объектов, которые предполагается создать до 2025 года. Общая сумма денежных средств на исполнение мероприятий Плана составляет 62,9 млрд. рублей, в том числе за счет  финансирования из федерального и консолидированного бюджета Хабаровского края - 57,10 млрд. рублей, 5,80 млрд. рублей – внебюджетные инвестиции.

В целом реализация данного Плана направлена, прежде всего, на создание качественной общегородской среды и достойных условий жизни комсомольчан.

Основные усилия были направлены на реализацию мероприятий текущего года и подготовку к строительству новых объектов долгосрочного плана, которые стоят в графике на 2017 год.

В этом году завершается строительство комплекса обезжелезивания и деманганации, началась реконструкция инженерной школы и Драматического театра. Основная проблема – длительное проведение конкурсных процедур для подготовки проектных документов.

Поэтому сейчас сделали акцент на подготовку таких документов для объектов 2017 года. На сегодняшний день завершена государственная экспертиза проектно-сметной документации по 13 объектам, в т.ч. детский больничный комплекс, городская набережная, реконструкция канализации и водоснабжения.

По 4 объектам ПСД  находится на рассмотрении в госэкспертизе.  (Детский сад № 134", ул. Лесная от Аллеи Труда до ул. Орловской, Инженерная защита территории (1этап), Автодорога от перекрестка Комсомольского шоссе - проспект Победы до ул. Пермской с подходом к площадке ТОСЭР).

Разрабатывается проектно-сметная документация на реконструкцию школы № 38 в микрорайоне «ПАРУС».

Прохождение экспертизы будет завершено до конца этого года. В следующем году мы проведем конкурсы и начнем строительство.

Для приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние улично-дорожной сети города, в 2016 году на ремонт дорог города было профинансировано 150 млн. рублей. В 2017 году на эти цели предполагается использовать около 300 млн. рублей.

Подготовлено архитектурно-планировочное решение поэтапного развития инвестиционного проекта туристско-рекреационного кластера «Комсомольский».Подписано 7 соглашений на общую сумму привлечения внебюджетных средств 1 573,2 млн. руб. (предварительное обеспечение – 42%). По остальным проектам в настоящее время осуществляется поиск инвесторов. Необходимо отметить, что на финансирование туристических объектов в рамках кластера до 30% средств будет  выделено из консолидированного бюджета. Сегодня это один из самых эффективных механизмов софинансирования проектов как коммерческого, так и социального характера.

В целях возможного предоставления земельных участков без проведения торгов, данные проекты могут получить статус масштабных инвестиционных проектов в соответствии с законом Хабаровского края от 29.07.2015 № 102.

В 2017 году в реализации будет 22 проекта на общую сумму 8,76 млрд. рублей.

Надо отметить, что реализация плана комплексного развития должна стать стимулом для повышения инвестиционной деятельности в городе, развития предприятий в отраслях строительства, дорожной деятельности, благоустройства.

Корме этого, в рамках реализации мероприятий плана необходимо акцентировать внимание на разработке дополнительных мер по поддержке градообразующих предприятий, их загрузки и развитии. Так как от их стабильной работы зависит благосостояние не только работников и членов их семей, а это более 60 тыс. человек, но и предприятий малого и среднего бизнеса. Не допустить перераспределение объемов производства в другие регионы в рамках новых индустриальных моделей госкорпораций, а локализовать их здесь на территории города, тем самым создать новые современные рабочие места.

В 2016 году город Комсомольск-на-Амуре как один из крупнейших городов края, определяющий инвестиционный климат региона, был включен в пилотный проект по использованию системы целевых показателей Национального рейтинга на муниципальном уровне.

Результаты Национального рейтинга помогут нам оценить работу органов местного самоуправления по созданию комфортных условий для бизнеса, определить «узкие места» в нашей работе, состояние дел в городе по отношению к другим муниципальным образованиям.

Но мы должны помнить, что рейтинг это не самоцель. Это в первую очередь инструмент по устранению административных барьеров, сокращению сроков и числа разрешительных процедур для бизнеса. На уровне администрации города нужно использовать инструменты, рекомендованные для внедрения Агентством стратегических инициатив.

Нам необходимо также использовать лучшие практики муниципалитетов, осмыслить их применительно к нашим условиям и учесть весь полезный опыт.

В городе уже разработана и утверждена Дорожная карта по внедрению и реализации положений «Муниципального стандарта содействия инвестициям и развития предпринимательства в Комсомольске-на-Амуре», которая включает в себя лучшие практики. Однако, из 14 запланированных практик, в полном объеме внедрены восемь, шесть муниципальных практик требуют дополнительной работы для полной качественной реализации.

По таким практикам, как:

- «наличие и поддержание в актуальном состоянии инвестиционного паспорта города»;

- «реализация мероприятий по сокращению сроков и финансовых затрат на прохождение разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов»;

- «формирование эффективных ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки для приоритетных категорий плательщиков»

требуется еще большая и кропотливая работа.

Инвестиционному паспорту города надо придать другой формат, наполнить его актуальной и наглядно представленной информацией для инвесторов.

Медленно идет работа по сокращению сроков на прохождение разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов. Задача, поставленная краем – 105 рабочих дней для эталонного объекта строительства. (У нас сейчас – минимальный срок прохождения всех процедур для получения разрешений на строительство эталонного объекта: для промышленного производства – 233 дня, для жилищного строительства – 136 дней.)  Следующий год должен стать годом реальных изменений в данном направлении.

Рабочая группа, созданная для решения этой задачи должна тщательно проанализировать: где есть узкие места, какие процедуры можно осуществлять параллельно, более тесно взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями. Конкретный результат – сокращение количества процедур и изменения в административные регламенты по оказанию муниципальных услуг должны быть уже в первом квартале 2017 года.

При этом сокращение прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства должно включать подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры.

Кроме того, все процедуры и регламенты, схему их прохождения необходимо разместить в открытом доступе на инвестиционном сайте города и официальном сайте администрации Комсомольска-на-Амуре.

Для сокращения финансовых издержек инвесторов на государственную регистрацию договоров аренды муниципального имущества и земельных участков рассмотреть возможность подачи документов на регистрацию органами местного самоуправления. Кроме снижения финансовых затрат, это позволит обеспечить контроль за осуществлением государственной регистрации, а также сэкономить время инвестора.

Устойчивое повышение качества жизни населения на территории возможно только при условии комплексного градостроительного проектирования, выполняемого на основе разработанной Стратегии социально-экономического развития города.

Необходимо сформулировать для инвесторов простое и понятное предложение по инвестиционным площадкам.

В городе есть инвестиционные площадки, в разной степени обеспеченные инфраструктурой.  Но сказать, что они полностью готовый продукт, который нужен инвестору – мы не можем.

В целях реализации Плана комплексного развития города мы будем готовить инвестиционные площадки для реализации проектов ТРК «Комсомольский», где требуются частные денежные средства. За счет консолидированного бюджета будет создана транспортная, инженерная, обеспечивающая инфраструктура ряда объектов ТРК. Но нельзя ограничиваться только этими площадками.

Надо усовершенствовать форму представления инвестиционных площадок, просмотрев которую инвестор максимально мог понять: какую площадку предлагают, какие коммуникации есть, какие работы необходимо провести для приведения в соответствие с выбранным направлением деятельности.

Перед нами стоит задача организации новых производств на территории города, развития городской кооперации.

В прошлом году Постановлением Правительства Российской Федерации была создана Территория опережающего развития «Комсомольск». В этом году подготовлена планировка территории площадки «ПАРУС», со следующего года начнутся и будут завершены строительные работы объектов инженерной инфраструктуры. Есть уже потенциальные резиденты, готовые создавать новые производственные цеха.

Принято решение, и это закреплено в Плане комплексного развития, поддержано в Стратегии социально-экономического развития города до 2032 года, о создании на территории города агропромышленного кластера в рамках новой ТОСЭР.

Целью создания агропромышленного кластера является проведение полномасштабной модернизации и реконструкции существующих предприятий по производству молочной и птицеводческой продукции, овощей, создание нового производства по переработке мяса и выпуску мясных консервов. В состав АПК общей площадью земельных участков 140 га войдут предприятия города: Дакгомз, мясокомбинат, птицефарика, агрокомплекс «Восток». Сумма инвестиций составит более 1,2 млрд. рублей.

Уже создана рабочая группа по реализации данного проекта, возглавляемая министром сельского хозяйства Хабаровского края. Названные выше предприятия уже работают над проектами и бизнес-планами для получения статуса резидентов ТОСЭР.

Как я уже говорил выше, мероприятия Плана комплексного развития Комсомольска-на-Амуре предусматривают локализацию на территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск" производства по выпуску продукции в интересах военного и гражданского судостроения.

Отраслевая группа «Промышленность» Совета по предпринимательству совместно с КнААЗ, АСЗ решают вопрос развития кооперационных связей с предприятиями малого и среднего бизнеса нашего города.  Сформированы предложения КнААЗ о передаче некоторых производств на условиях аутсорсинга.

Наша задача – прежде всего, помочь развиться местному предпринимательству. И все предпосылки для этого есть.

Считаю, что представителям бизнеса надо активнее включаться в эту работу.

Совет по предпринимательству в этом году изменил формат работы, были созданы отраслевые группы по приоритетным для города направлениям экономической деятельности. Предлагаю, в 2017  году совету по предпринимательству юридически закрепить этот формат, пересмотреть Положение о Совете, обеспечив большую вовлеченность бизнеса в экономическую жизнь города, содействие в формировании и реализации инвестиционной политики.

Не достаточно проведена работа по формированию эффективных ставок земельного налога за земельные участки для приоритетных категорий плательщиков. Да, у нас дефицитный бюджет и поступления по земельному налогу являются одной из статей пополнения бюджета. Но мы понимаем, что адресная помощь приоритетным проектам, для города может принести большие дивиденды от создания рабочих мест, увеличения товарооборота и налоговых отчислений после выхода проекта на самоокупаемость. И эту задачу в 2017 году необходимо обязательно выполнить.

Одним из приоритетных направлений деятельности администрации города должны стать проекты в рамках муниципально-частного партнёрства, в т.ч. концессионные соглашения.

Отмечу, что в данном направлении администрация города очень сильно не дорабатывает.

 Нет сформированных сведений об объектах, включенных в перечень муниципального имущества, подлежащих передаче в концессию.

До настоящего времени не принято Положение на уровне города по муниципально-частному партнерству.

Да, это новое для нас направление. Но мы должны работать над повышением эффективности от использования муниципального имущества, качества оказываемых услуг муниципальными предприятиями.

Считаю, что все подразделения должны изменить подход в работе с бизнесом.

 Нужно внедрить принципы проектного управления в работе администрации города, чтобы главным был не процесс, а измеримый  результат. В первую очередь это необходимо делать в рамках сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», в том числе по проектам МЧП.

Для получения эффективного конечного результата необходимы новые стандарты работы всех подразделений администрации города по формированию инвестиционного климата и непосредственному взаимодействию с бизнесом.

Мы должны понимать, что формирование инвестиционно-привлекательного климата - это ежедневная работа всех отраслевых отделов администрации города. Поэтому надо работать четко и слаженно, всем подразделениям необходимо предлагать свои идеи и участвовать в процессе привлечения инвестиций.

Для повышения эффективности работы администрации города необходимо организовать обучение или повышение квалификации сотрудников, ответственных за привлечение инвестиций, внедрить систему мотивации муниципальных служащих, участвующих в инвестиционном процессе.

Необходимо проводить публичный аудит и «контрольные закупки» разрешительных процедур, выполняемых ОМСУ, внедрить канал обратной связи с инвестиционным уполномоченным, повысить роль общественных организаций в оценке деятельности администрации города в направлении повышения инвестиционного климата.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мной обозначены основные направления по развитию инвестиционной деятельности в городе Комсомольск-на-Амуре.

Поручаю в самое ближайшее время Заместителям главы города разработать дорожные карты по исполнению данных поручений по своим направлениям деятельности.

В заключении хотел бы отметить, что в работе с инвесторами нет мелочей - только усердной работой в этом направлении мы сможем добиться желаемых результатов.

Развитие промышленных производств, инфраструктуры города и создание комфортных условий проживания для населения, повышение доверия инвесторов к нашему городу – это и есть наша основная задача.

 

Спасибо за внимание.

Дата и время создания: 08.10.2018 17:00
Дата и время изменения: 09.10.2018 15:29